Официальный сайт школы № 54
Главная
Показать/Скрыть подразделы Информация
Показать/Скрыть подразделы Учёба
Показать/Скрыть подразделы Профильные классы
Показать/Скрыть подразделы Олимпиады и мероприятия
Показать/Скрыть подразделы Внеклассная
жизнь
Показать/Скрыть подразделы О школе
Показать/Скрыть подразделы Ссылки
Гостевая книга
Форум
Архив
Контакты

54,Официальный сайт школы 54 города Москвы, школа 54, школа №54, школа, школы Москвы, Чхаидзе, Доватор, ул Доватора, улица Доватора, математика, математический, математический класс, математическая школа, МехМат, Мехмат, Мехмат, механикоматематический, Мех-Мат, Мех-мат, мех-мат, механико-математический, школа с математическим уклоном, углубленное изучение математики, Сергеев
Выпускники нашей школы

Фотографии выпускниковновый раздел

Воспоминания выпускников о школе

Воспоминания о школе выпускника школы № 54 1995 года Цивлина Дмитрия.

Очерк «Школьные годы» выпускника школы № 54 1959 года Вашковьяк Михаила Александровича (добавлен 09.03.2010).



Воспоминания о школе
выпускника 1995 года
Цивлина Дмитрия

Школа 54 на улице Доватора вошла в мою жизнь неожиданно и очень прочно. В конце восьмого класса мы с товарищами по школе 831 на ул. Народного ополчения Алексеем Дейнекой и Александром Клёминым ходили на Московскую городскую олимпиаду по математике. Эта олимпиада проходила в зданиях Московского университета на Воробьёвых горах. По результатам олимпиады оба моих товарища получили призовые места, а мне досталась похвальная грамота за участие. Организаторы олимпиады по традиции устроили разбор задач, входивших в конкурсную программу. Он также проходил в унивеситетской высотке, там были большие светлые аудитории с видом из окна на всю Москву. Атмосфера на разборе была очень демократическая и творческая. Ведь конкурс уже закончился, и свой результат каждый знал. Пришедшим было интересно понять правильное решение, выяснить для себя те трудные места рассуждения, которые не удалось преодолеть на олимпиаде.

Там я познакомился с Александром Ивановым и Татьяной Комиссаровой, которая, кстати, училась в той же школе, что и я, но в параллельном классе. Несмотря на соседство по школе, я не был знаком с Татьяной прежде. Кроме разбора конкурсных задач были новые условия, более абстрактные и необычные, в духе механико-математического факультета МГУ. Мы приходили в университет несколько раз и были поражены, насколько интересные и необычные конструкции рассматривают математики в своей работе. Многое было совсем не понятно, но вдохновляло и притягивало воображение как некоторое благородное высшее знание. Никто не думал о том, что будет конечной целью, зачем доказывать ту или другую теорему, завораживало само изящество мысли, ход человеческого воображения.

После нескольких занятий большинству школьников, которые принимали участие в обсуждении задач и показывали свой интерес к этой поначалу «игре в математику», предложили прийти с родителями на собеседование в школу на улице Доватора. Там перед нами выступил преподаватель мехмата И.Н.Сергеев, который был инициатором создания в 54 школе старших классов с углублённым изучением математики. Он рассказал о своей идее и пригласил восьмиклассников поступить в новый девятый математический класс. Куратором этого класса со стороны механико-математического факультета МГУ был Михаил Васильевич Смуров ныне, к сожалению, покойный. Он произвёл на нас впечатление глубокого и знающего человека, которому были свойственны доброта, юмор и тонкое понимание жизни, в том числе знание проблем, волновавших собравшихся родителей и школьников. Аудитория взрослых была составлена в основном из людей высоко образованных, некоторые из которых имели ученую степень, стаж научной работы. Они хотели дать своим детям хорошее образование, которое смогло бы сформировать их круг интересов и принести знания, необходимые для взрослой жизни, дать престижную профессию.

В результате шесть человек из нашей школы перешли в математический класс при мехмате МГУ. Это очень расстроило преподавательницу математики школы 831 Елизавету Николаевну, которая учила нас до сих пор. Елизавета Николаевна была строгим, требовательным, но справедливым учителем. Моё первое знакомство с ней в седьмом классе произвело на меня сильное впечатление. В классе решались задачи из вузовского сборника под редакцией Сканави. На дом Елизавета Николаевна задавала много сложных задач, а на уроке вызывала произвольно кого-то по журналу к доске и просила самостоятельно провести решение от начала до конца. Если возникали трудности, неудачника довольно насмешливо провожали на место, что было более действенным наказанием, чем плохая отметка в журнале. Надо сказать, что никому не удавалось избежать «тройки» или даже «двойки» за небрежно подготовленный урок. Зато дисциплина в классе была высочайшая, всегда было тихо, и все концентрировались на работе. Каждый изо всех сил старался не опозориться перед всеми у доски. Думаю, эта привычка к ежедневной напряжённой работе, привитая Елизаветой Николаевной, а также изящество и высокий уровень задач сделали возможным быстрый прогресс и успехи её учеников в последующие годы. Из школы 831 в математический класс при МГУ перешли Алексей Дейнека, Татьяна Комиссарова, Александр Клёмин, Михаил Белов, Алексей Кривошеин и я. Кажется, Елизавета Николаевна восприняла этот переход как негативный знак для себя. Но я, наоборот, считаю это доказательством её высокого профессионального уровня как учителя. Ведь пять из шести «мигрантов» успешно закончили МГУ им. М.В. Ломоносова, а двое из них – А. Дейнека и А. Кривошеин – наиболее престижный механико-математический факультет.

Попав в новую школу, мы были рады узнать, что наша классная руководительница Эрика Юрьевна Савина организует туристические походы в горы. Определённый походный опыт был почти у всех нас благодаря учительнице русского языка и литературы из школы 831 Сироткиной Татьяне Викторовне. Татьяна Викторовна была увлечённой походницей, способной принять участие в сложных спортивных экспедициях, сопряжённых с риском и сильными нагрузками. Она была, думаю, единственным энтузиастом туризма в своей школе и на свой страх и риск неоднократно водила группу неопытных подростков на Кавказ, в горы под г. Кисловодск. Теперь в нашей новой школе кроме Эрики Юрьевны, тоже преподавательницы русского языка и литературы, в походы ходили учительницы физики Марина Германовна и Татьяна Алексеевна, учительница химии Татьяна Николаевна Гудалова, преподаватель физкультуры Поляков Константин Владимирович. Главным организатором туристического движения в школе был её директор Ильчишин Владимир Кириллович. Он обладал высоким авторитетом в школе благодаря своей сдержанности, аккуратности, безукоризненной манере держаться. Будучи специалистом по истории с университетским образованием, он всегда показывал пример благородного поведения человека в тех непростых условиях, в которых приходилось работать всем учителям в начале 1990-х годов. Несмотря на общие перебои с финансированием, чехарду насаждаемого «реформаторами» в тогдашней России дикого капитализма, Владимир Кириллович оказался способен обеспечить для нашего класса необходимые средства для поездки на озеро Байкал на один месяц в августе 1994 года. Думаю, тогда никто или почти никто из нас не смог бы позволить себе переезд на 4000 км от Москвы до Иркутска за собственные деньги. Тем не менее, поход состоялся и стал для всех нас незабываемым событием. Среди наших руководителей были походники со стажем прохождения сложных спортивных маршрутов преподаватели В.К. Ильчишин, Т.Н. Гудалова, Э.Ю. Савина, преподаватель физкультуры, в прошлом моряк срочной службы К.В. Поляков и др. И на этот раз их план был уложиться в определённую спортивную категорию сложности. Хотя все мы были по возрасту достаточно взрослыми для подобного испытания, некоторые из нас шли в свою первую дальнюю экспедицию. Это стало заметным в первые дни, когда мы старались успеть в намеченные сроки прийти к пунтку назначения. Выбранный темп было непросто поддерживать, но это требовалось по договорённости с туристическим клубом, который взял на себя часть расходов. Поэтому все старались не отставать, и за несколько дней удалось пройти солидное расстояние вдоль гористого берега Байкала от устья Ангары до селения Большие Коты. Там местные рыбаками угостили нас свежим омулем. Омуль оказался из всех видов приготовления наиболее вкусным в сыром виде. Хотя по слухам есть сырую рыбу было небезопасно, всем это показалось настолько вкусно после дальней дороги, что об опасностях не хотелось и слушать. Для борьбы с вредоносными микроорганизмами рыбу запили самогоном, что развеяло последние сомнения. На другой день подул сильный ветер, и было видно, как на противоположной стороне Байкала идет сильный ливень и гроза. Удивительно было наблюдать картину голубого озера с волнами, поднятыми ветром, у которого на одном берегу жарко светит солнце, а с другого берега приближается ненастье. Вскоре дождь подошёл к нашему берегу, сперва упав отдельными большими каплями, а потом хлынув сплошной стеной. Наша группа перешла через мост на другую сторону реки Голоустная, которая спускалась из ущелья и впадала в Байкал. Скоро стало ясно, что это не просто дождь, а настоящий природный катаклизм. Сплошной водяной поток с неба продолжался несколько дней кряду и вызвал наводнение в Бурятии. Речка далеко вышла из берегов, и вода заполнила заливные луга. Автомобильный мост, по которому мы ещё недавно прошли, оказался целиком под водой, и путь к селению оказался преграждённым неистовым бурным потоком. Вначале всё происходящее казалось захватывающим спектаклям. Но вода прибывала очень быстро, и однажды проснувшись на рассвете, мы обнаружили речку в шаге от входа в нашу палатку. Чтобы отвязать одну из растяжек, нашему товарищу Павлу Лабазову пришлось с риском входить в холодный мутный поток. Уже тогда стало ясно, что река представляет суровую опасность. Помимо грязи и мути в стремнине были видны обломки деревьев, поломанных напором спускающихся с гор водяных потоков. Эти полузатопленные ветки и стволы проносились на большой скорости вниз по течению, представляя собой реальную угрозу при возможной переправе на другой берег. Сняв палатки и переставив их выше по склону холма, мы вскоре обнаружили, что и река не стоит на месте. Уровень воды прибывал буквально по часам, и в один день нашу палатку пришлось переставлять пять раз подряд на более возвышенные места. Поскольку дальнейший маршрут проходил вдоль реки, возникли сомнения, удастся ли нам пройти дальше, когда ливень стихнет. Осложняло ситуацию то, что мы находились примерно на полпути между начальной и конечной точкой маршрута, причём возвращению назад препятствовала река. После нескольких дней непрекращавшегося ливня стало ясно, что наш план выполнить не удастся, нужно было возвращаться назад в Большие Коты и затем в Иркутск, чтобы успеть на обратный поезд. Это было досадно для всех, поспольку обязательства перед туристическим клубом, таким образом, не могли быть выполнены. Но продолжать маршрут по горам в сложившихся условиях – значило нарушить технику безопасности. Поэтому подождав пока спадёт уровень воды в реке, мы собрались в обратный путь. Когда заливные луга очистились от воды, на них появились многочисленные шампиньоны, которые составили наш завтрак, обед и ужин на вынужденной стоянке. Спустя несколько дней наша группа добралась на катере от Больших Котов до устья Ангары, а затем в Иркутск. В пути с акватории открылись захватывающие картины гористого берега Байкала, пройдённого ещё недавно и потому уже знакомого. По законам морского братства катером управлял Константин Поляков, получивший штурвал на время пути из рук капитана. В целом, эта поездка на оз. Байкал была замечательно спланирована и подготовлена усилиями руководителя группы Ильчишина Владимира Кирилловича и всех её участников. Каждый принял участие в подготовке необходимого снаряжения, а на протяжении пути и после окончания похода оставалось чувство товарищества и взаимопомощи, сообщённое нашими руководителями. Считаю, что подобные экспедиции, проводившиеся в 54 школе, были настоящим счастьем для нас, пятнадцатилетних пацанов и девчонок.

15 сентября 2006 г.
Берлин


moscowschool54@narod.ru
Hosted by uCoz